Научно-образовательные центры (НОЦ) - основа экономического развития России

7Современные тенденции мирового развития свидетельствуют о переориентации экономик стран от сырьевого подхода к человеческому. Тем не менее, при абсолютной очевидности этих процессов, согласно экспертным заключениям, уровень освоения ресурсов Российской Федерации, реализуемых в национальной экономике можно представить следующим образом: природные - на 25%, человеческие - на 15%, финансовые - на 10, интеллектуальные - на 3,3%. Суммарно, уровень освоения ресурсного потенциала страны оценивается в 18%. Для сравнения, в США он составляет 76%, в ЕС – 78%, в Японии - 88%. 
 
В рейтинге глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index) 2018 года, ежегодно публикуемом исследовании аналитической группы Всемирного экономического форума (ВЭФ), демонстрирующем, в каких странах лучше всего развит бизнес, и насколько он способен конкурировать с другими странами за положение на рынке и потенциальные инвестиции Россия занимает 43 место (таблица 1). 
 
Таблица 1 - Рейтинг глобальной конкурентоспособности всемирного экономического форума некоторых стран 
табл. мини
Всемирный экономический форум определяет национальную конкурентоспособность как способность страны и её институтов обеспечивать стабильные темпы экономического роста, которые были бы устойчивы в среднесрочной перспективе, оценивая страны по наиболее выдающимся конкурентным преимуществам и недостаткам, которые были выявлены на основании анализа, например, таких как: государственная промышленная политика, открытость экономики, степень развития инноваций и государственные расходы на образование.
 
В условиях жесткой международной конкуренции наука становится движущей силой производства. Экономика знаний способствует технологическому прогрессу в различных отраслях, инновации определяют вектор развития страны. Это определяет конкурентоспособность выпускаемой продукции и отражается на качестве жизни населения. Следовательно, одним из важнейших направлений модернизации экономики России является изменение экономической политики сфер науки и высшего образования. 
 
Обсуждение вопроса об интеграции науки и высшего образования, как ключевого фактора инновационного развития экономики России, ведется деятелями науки, образования, политиками, представителями бизнеса на протяжении многих лет. Но, именно, последние годы – годы хозяйствования в условиях экономических санкций и иных ограничений, предопределили запуск национального проекта «Наука», одной из ключевых задач которого, является интеграция университетов и научных организаций, и их кооперация с организациями, действующими в реальном секторе экономики.
 
Потенциал данного взаимодействия должен быть направлен на создание, внедрение и широкое распространение новых продуктов, услуг, технологических процессов, являющихся основными факторами роста объемов производства, занятости населения, инвестиций, внешнеторгового оборота, улучшения качества продукции, экономии трудовых и материальных затрат, роста производительности труда, в целом, повышения конкурентоспособности предприятий и выпускаемой ими продукции на внутреннем и мировом рынках, улучшения социально-экономической ситуации в стране.
 
Надо сказать, что для его осуществления, в стране имеются «стартовые условия». Например, федеральные научные центры, научно-исследовательские институты все еще обладают уникальными научными школами, научно-технологической базой, ведут разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники, имеют связи с производством; функционируют базовые кафедры и филиалы кафедр ведущих российских вузов, работающие в институтах РАН; собственно, интеграция осуществляется с помощью специальных целевых федеральных программ.
 
Тем не менее, этот процесс осуществляется медленными темпами, наука и высшее образование во многом продолжают оставаться оторванными друг от друга как в организационном, так и экономическом аспектах. В своем интервью журналистам Интернет-портала «Российская газета» министр науки высшего образования РФ М.М. Котюков заметил: «…Безусловно, повышение качества образовательных программ - абсолютный приоритет для системы профобразования. Надо приблизить учебные программы к запросам рынка труда. Выпускники вузов должны получить уровень компетенций, который позволит им быть конкурентоспособными. Вот что принципиально важно…».
 
Институциональная структура российской науки, базирующаяся на юридически самостоятельных исследовательских организациях академического и отраслевого профиля, а также все элементы научно-образовательной среды – научно-исследовательские институты, вузы, организации, инновационная инфраструктура, существуют изолированно друг от друга, не отвечают требованиям рынка, и имеют крайне низкий уровень инновационной активности в экономике. 
 
Причины этого кроются, прежде всего, в отсутствии, на протяжении долгих лет, четко определенных приоритетов научного и технологического развития. Попытки сохранить весь спектр исследований привели к отказу от крупных национальных научно-технических проектов, реализации «политики консервации и выживания» вместо «политики развития». Как следствие, научно-инновационная сфера не вышла на следующий этап развития - расширенного воспроизводства знаний и «монетизируемых» результатов научно-технической деятельности. По аналогичным причинам интеграционные процессы науки и образования не оправдали ожиданий.
 
Экономический аспект проблем профессионального образования связан, прежде всего, с обеспечением квалификационного потенциала населения, в первую очередь занятого; именно система образования обеспечивает воспроизводство трудовых ресурсов. От ее качества напрямую зависит состояние производственных кадров (образовательная составляющая входит, при нормальных экономических условиях, в стоимостное выражение труда).
 
Квалификация специалистов, рабочих подчиняется внедрению в экономике современных, в том числе, наукоемких технологий, и требует от них, в первую очередь, готовности осваивать новые знания, которая должна сформироваться в период обучения через систему взаимодействия с предприятиями и организациями реального сектора экономики. Следовательно, решение вопроса, касающегося источника привлечения инновационно-ориентированных кадров (если не рассматривать сценарий с «участием» иностранных специалистов) лежит в сфере российского высшего образования. Иными словами, задачи перехода на инновационный путь развития экономики страны неразрывно связаны и с модернизацией образовательной сферы, в частности профессионального образования.
 
Отсутствие современной научной базы для реализации программ высшего образования привело к тому, что выпускники вузов часто оказываются неподготовленными к условиям и требованиям реальной экономики, неконкурентоспособными на внутреннем и международном рынках труда. Недостаток квалифицированных кадров стал одним из главных сдерживающих факторов для развития экономики России. В этих условиях, при подготовке «новых кадров», вузам следует руководствоваться «новыми» подходами к обучению: преподавание фундаментальных дисциплин должно сочетаться с ориентацией студента на решение прикладных проблем; должно состояться реальное соединение научной и учебной работы … . Весьма ярко иллюстрирует эту проблему сфера сельского хозяйства. Если за последние несколько лет в этой отрасли произошли существенные изменения: активизировались инвесторы, по ряду направлений значительно выросло производство, то в системе образования значимых преобразований не произошло. Предприятиям АПК по-прежнему трудно найти выпускников, которых не нужно переучивать; а найти специалиста, владеющего современными знаниями и, к тому же иностранным языком, практически невозможно. 
 
Как отмечено выше, инновационное развитие экономики России непосредственно связано с процессом интеграции науки, образования и организаций реального сектора экономики, нашел свое подтверждение в виде научно-образовательных центров (НОЦ), результатом которых станет получение новых конкурентоспособных технологий и продуктов и их коммерциализация, формируемых под эгидой руководства Российской Федерации в рамках федерального проекта «Развитие научной и научно-производственной кооперации».
 
В этом проекте, на 2019 год, запланировано создание пяти научно-образовательных центров мирового уровня на основе интеграции образовательных организаций высшего образования и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики, а к 2022 году – не менее пятнадцати. Постановлением Правительства РФ №537 от 30 апреля 2019 года определены цели, порядок и условия предоставления грантов участникам научно-образовательных центров; утверждены Правила предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий на государственную поддержку научно-образовательных центров (далее – Правила, гранты).
 
Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления гранта участнику научно-образовательного центра, который определён программой деятельности такого центра. Гранты будут предоставляться на конкурсной основе.
 
Научно-образовательные центры для последующего предоставления господдержки будут отбираться Советом научно-образовательных центров мирового уровня (далее – Совет). Грант будет предоставляться в следующем году по итогам рассмотрения Советом результатов реализации программ деятельности этих центров.
 
Согласно концептуальным положениям проекта, инициатива по созданию научно-образовательных центров должна исходить из регионов, поскольку каждый субъект Российской Федерации, при многих схожих условиях хозяйствования обладают специфическими характеристиками: рекреационные ресурсы, ключевые отрасли экономики, инфраструктура и многие другие. Правительство России будет ежегодно утверждать список победителей конкурсного отбора для последующего предоставления господдержки, список получателей и размеры предоставляемых им грантов.
Установлены также требования к содержанию программ деятельности научно-образовательных центров и направления расходования средств.
 
В федеральном бюджете на 2019 год и на 2020–2021 годы, средства на реализацию федерального проекта «Развитие научной и научно-производственной кооперации» национального проекта «Наука» предусмотрены в следующих объемах: на 2019 год – 5,022 млрд. рублей, на 2020 год – 11,429 млрд. рублей, на 2021 год – 7,115 млрд. рублей.
 
В 2019 году государственная поддержка будет предоставляться научно-образовательным центрам, созданным в Пермском крае, Белгородской, Кемеровской, Нижегородской и Тюменской областях, без конкурсного отбора. Эти регионы определены в соответствии с Посланием Президента России Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 года. В 2020 и 2021 годах Минобрнауки России будет проводить конкурсные отборы научно-образовательных центров и финансировать выплаты грантов.
 
Таким образом, согласно задачам нацпроекта «Наука», разработанного в соответствии с майским указом президента РФ, к 2024 году Россия должна войти в пятерку ведущих научно-технических стран по приоритетным направлениям и подняться с одиннадцатого на пятое место по числу научных статей в международных изданиях и базах данных, должно быть создано не менее пятнадцати научно-образовательных центров, а доля ученых до тридцати девяти лет среди российских исследователей должна достичь пятидесяти процентов. Итогом создания НОЦ должен стать рост: количества исследователей, количества публикаций в журналах, индексируемых в базах Web of Science Core Collection и Scopus, количества выданных патентов на изобретения, количества компаний, вовлеченных в реализацию проектов НОЦ и ЦК НТИ (центров компетенций научно-технологической инициативы), количества участников образовательных, научных и (или) научно-технических программ, количества заявок на получение патента в рамках реализации проектов НОЦ и ЦК НТИ, рост количества технологий, разработанных в рамках проектов НОЦ и ЦК НТИ, а также повышение привлекательности работы в Российской Федерации.
 
Научно-образовательные центры, имеющие признаки сетевой организации, должны стать межрегиональной структурой, объединяющей ученых, университетские лаборатории, промышленников, предпринимателей для решения ключевых задач инновационного развития экономики, в том числе через синтез различных научных направлений.
 
Возвращаясь к вопросу экономической безопасности России, учитывая введение продуктового эмбарго, ключевая роль в этом процессе отводится всем участникам предприятиям и организациям агропромышленного комплекса страны. 
 
Сейчас, когда перед отраслью поставлена задача импортозамещения, ее решение будет зависеть от новой техники, современных технологий, а главное, специалистов, способных их создавать и эксплуатировать. Тем самым, для аграрных регионов России, к которым относится и Республика Адыгея, федеральный проект «Развитие научной и научно-производственной кооперации», открывает возможности для развития отрасли в целом, повышения качества производимой продукции, технологий, применяемых на предприятиях, развитие инноваций, и, в последствии, укрепить позиции сельхозтоваропроизводителей на внутреннем рынке, повысить их конкурентоспособность.
 
Очевидно, что для Республики Адыгея, региона со значительным рекреационным потенциалом (благоприятные климатические условия, наличие плодородных земель и пр.), приоритетным направлением деятельности которого является деятельность агропромышленного комплекса, процесс создания научно-образовательного центра, реализация которого началась с проекта объединения Адыгейского научно-исследовательского института сельского хозяйства и Майкопского государственного технологического университета, повлечет за собой позитивную трансформацию экономики региона в целом.